17 апреля
•
Текст выступления Посла России в Конакри А.В.Попова на церемонии открытия Модели ООН в гвинейском университете им. Кофи Аннана
Господин основатель университета,
Господин ректор,
Уважаемые преподаватели,
Дорогие студенты и будущие дипломаты,
Для меня особая честь выступать сегодня в этом храме знаний – Университете, который носит имя выдающегося африканского дипломата и бывшего Генерального секретаря ООН – Кофи Аннана.
В этом году ООН отмечает свой 80-летний юбилей. Он неразрывно связан с 80-летием Победы во Второй мировой войне, когда разгром нацизма Советской Армией позволил заложить основу для современной архитектуры международных отношений, ядром которой стала всемирная организация.
Модель ООН, в которой вы участвуете, – не просто игра. Это серьезная подготовка к сложным реалиям многостороннего сотрудничества. Россия как один из постоянных членов Совета Безопасности ООН придает большое значение таким площадкам межкультурного диалога, где рождаются новые решения.
В период беспрецедентных геополитических изменений ваше стремление понять механизмы многостороннего диалога свидетельствует о внимании, с которым вы относитесь к происходящему вокруг вас.
Позвольте сегодня поделиться с вами видением России в отношении глобальных вызовов нашего времени.
Современная система международных отношений переживает глубочайший кризис со времен окончания Второй мировой войны. Это проявляется в системном нарушении базовых принципов международного права, когда западные страны присваивают себе право определять некие «правила игры» в обход существующих международных институтов.
Российская Федерация предлагает альтернативную концепцию мироустройства, основанную на следующих принципах. Во-первых, это безусловный приоритет международного права, прежде всего Устава ООН как универсального документа, регулирующего отношения между государствами. Попытки подмены его положений «миропорядком, основанным на правилах» недопустимы. Во-вторых, уважение суверенного равенства всех стран независимо от их размера или уровня экономического развития. В-третьих, категорический отказ от практики двойных стандартов, когда одни и те же действия оцениваются по-разному в зависимости от того, какая страна их совершает.
Особое значение имеет формирование подлинно многополярной системы международных отношений. Этот процесс предсказуемо сопровождается сопротивлением стран Запада, которые стремятся сохранить свою гегемонию, что и приводит к росту геополитической напряженности.
Сегодня, когда мир стремится к подлинной многополярности, реформа ООН становится не просто необходимостью – это вопрос справедливости. Россия последовательно выступает за преобразования, которые вернут Организации её первоначальный дух.
Африка в Совете Безопасности ООН – это давно назревшая справедливость. Россия поддерживает предоставление странам Африки постоянного членства в Совбезе с правом вето. 54 африканских государства – это 28% членов ООН, но их влияние не соответствует этому весу. Как отмечал министр Лавров: «Без полноценного участия Африки глобальные решения останутся нелегитимными».
Россия сохраняет принципиальную позицию: вето – не привилегия, а гарантия от повторения трагедий вроде Ливии в 2011 г. и поддерживает право Африки на использование этого механизма после реформы.
ООН должна перестать быть клубом избранных. Россия готова работать с африканскими партнёрами над созданием организации, где решения принимаются не в Вашингтоне или Брюсселе, а за столом переговоров с участием всех цивилизаций.
Украинский кризис – это закономерное следствие многолетней политики НАТО по расширению на восток и целенаправленного вовлечения Киева в антироссийскую стратегию вопреки установленному принципу «неделимости безопасности». Страны Запада таким образом пытаются укрепить свою безопасность за счет уменьшения безопасности России. Гарантии 1990-х годов о нерасширении НАТО на восток не были выполнены.
Еще в 2008 году Москва предупреждала о недопустимости предоставления Украине перспективы членства в альянсе, однако эти предостережения были проигнорированы. Отвергнуты были и предложения России по созданию комплексной системы европейской безопасности, выдвинутые в конце 2021 года.
Киев при согласии и техническом содействии Запада с 2014 г. вел кровопролитную войну против собственного населения на Донбассе и вопреки Минским соглашениям 2014-2015 гг. отказывался обсуждать нейтральный статус и федерализацию Донбасса.
Сегодня Запад продолжает вести против России так называемую «гибридную войну», включающую разноплановые меры от экономических санкций до масштабной информационной кампании. С февраля 2022 года против российских физических и юридических лиц введено около 30 тысяч различных ограничительных мер, что является абсолютным рекордом в современной истории. Однако, эти санкции не достигли своих целей, а, напротив, усилили позиции России на международной арене и стимулировали укрепление ее экономической независимости.
Российская позиция заключается в том, что урегулирование украинского кризиса возможно только при условии устранения его первопричин и при учете законных интересов безопасности России. Прежде всего, это требование демилитаризации Украины как необходимое условие обеспечения безопасности, включая прекращение поставок западного оружия и вывод иностранных наемников. Во-вторых, нейтральный безъядерный статус Украины и отказ от вступления в НАТО. В-третьих, защита прав русскоязычного населения, которое на протяжении многих лет подвергалось дискриминации и притеснениям со стороны киевского режима. В-четвертых, признание новых территориальных реалий на основе референдумов 2022 года (ДНР, ЛНР, Херсонская и запорожская области).
Новая администрация США осознала необходимость устранения первопричин украинского кризиса для его эффективного разрешения, с февраля 2025 г. идет регулярный диалог между представителями наших стран по этой и другим ключевым темам международной повестки.
Россия открыта к переговорам, но не приемлет ультиматумов и «решений, навязанных с позиции силы».
В палестинском вопросе Россия занимает принципиальную и последовательную позицию, основанную на нормах международного права. Основные элементы российского подхода включают требование немедленного прекращения огня в секторе Газа, где гуманитарная ситуация достигла критической отметки. По данным ООН, в результате последнего этапа эскалации конфликта погибло более 35 тысяч палестинцев, большинство из которых - мирные жители.
Россия настаивает на полной реализации резолюций ООН о создании независимого палестинского государства. Москва также выступает инициатором проведения международной мирной конференции с участием всех заинтересованных сторон.
Что касается Сирии, российская позиция базируется на нескольких ключевых принципах. Во-первых, это поддержка территориальной целостности сирийского государства, которое стало жертвой внешней агрессии под предлогом "борьбы за демократию". Во-вторых, последовательная борьба с международным терроризмом, которая ведется как военными, так и дипломатическими методами.
Африканское направление стало одним из приоритетов российской внешней политики в последние годы. Африканский континент демонстрирует устойчивый экономический рост и играет все более важную роль в мировой политике. Африканские страны, в том числе и Гвинея, разделяют российский подход к международным отношениям, основанный на уважении суверенитета и невмешательстве во внутренние дела: «африканским проблемам – африканские решения».
Победа СССР во Второй мировой войне ускорила процесс обретение независимости странами Африки, который наша страна всемерно поддерживала. СССР был первой страной в мире, признавшей независимость Гвинеи, дипломатические отношения между нашими странами были установлены 4 октября 1958 года, спустя всего 2 дня после провозглашения независимости. Советский Союз оказывал всяческую поддержку молодой Гвинейской Республике, в частности были построены около 40 объектов базовой инфраструктуры (дороги, больницы, стадионы), благодаря советским специалистам сформирована национальная система высшего образования и создан первый институт – ныне Университет им. Г.А.Нассера.
Сегодня основные направления сотрудничества России с африканскими государствами включают научно-образовательное, экономическое и военно-техническое сотрудничество, обеспечение безопасности и др.
Важное место занимают экономические проекты в энергетике и горнодобывающей отрасли. Российские компании участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых в нескольких африканских странах, важное место среди которых занимает Гвинея.
Кроме того, Россия оказывает значительную гуманитарную помощь, как самостоятельно, так и через организации системы ООН, включая поставки зерна и удобрений, которые особенно важны в условиях глобального продовольственного кризиса.
Россия активно работает над созданием альтернативных международных институтов, которые могли бы стать основой новой системы глобального управления. Особое внимание уделяется укреплению БРИКС и ШОС как платформ для взаимодействия не-западных стран. На саммите в октябре 2024 года в Казани первоначальные пять членов коалиции БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка — приветствовали в своих рядах четырех новых членов: Египет, Эфиопию, Иран и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) . В январе 2025 года Индонезия стала десятым членом блока.
БРИКС не предполагает создание новой валюты, однако важным направлением является развитие механизмов расчетов в национальных валютах, что позволяет снизить зависимость от долларовой системы. По данным Центробанка РФ, доля расчетов в национальных валютах во внешней торговле России в 2024 году превысила 80%. Параллельно ведется работа по созданию независимых платежных систем, которые могли бы стать альтернативой SWIFT.
Россия предлагает последовательную и прагматичную концепцию глобальной стабильности, основанную на принципах многополярности и уважения международного права.
Этот процесс сопровождается значительными трудностями, поскольку страны Запада пытаются любыми способами сохранить свое доминирующее положение. Однако, как показывает практика последних лет, такие попытки обречены на провал. Мир становится более сложным и многогранным, и ни одна страна или группа стран не может претендовать на роль единоличного арбитра в международных делах. Как отметил Президент В.В. Путин, «будущее принадлежит тем, кто готов к равноправному диалогу и поиску баланса интересов, а не к диктату и силовому давлению».
Тема, обозначенная сегодня, очень обширна и в своем выступлении я смог затронуть лишь некоторые ее аспекты. Если подходы России к глобальной повестке вам интересны, советую следить за новостями Посольства и Министерства иностранных дел России на наших официальных сайтах и в соцсетях, чтобы получать информацию из первоисточника.
Благодарю за ваш искренний интерес и желаю вам плодотворной работы!
Господин ректор,
Уважаемые преподаватели,
Дорогие студенты и будущие дипломаты,
Для меня особая честь выступать сегодня в этом храме знаний – Университете, который носит имя выдающегося африканского дипломата и бывшего Генерального секретаря ООН – Кофи Аннана.
В этом году ООН отмечает свой 80-летний юбилей. Он неразрывно связан с 80-летием Победы во Второй мировой войне, когда разгром нацизма Советской Армией позволил заложить основу для современной архитектуры международных отношений, ядром которой стала всемирная организация.
Модель ООН, в которой вы участвуете, – не просто игра. Это серьезная подготовка к сложным реалиям многостороннего сотрудничества. Россия как один из постоянных членов Совета Безопасности ООН придает большое значение таким площадкам межкультурного диалога, где рождаются новые решения.
В период беспрецедентных геополитических изменений ваше стремление понять механизмы многостороннего диалога свидетельствует о внимании, с которым вы относитесь к происходящему вокруг вас.
Позвольте сегодня поделиться с вами видением России в отношении глобальных вызовов нашего времени.
Современная система международных отношений переживает глубочайший кризис со времен окончания Второй мировой войны. Это проявляется в системном нарушении базовых принципов международного права, когда западные страны присваивают себе право определять некие «правила игры» в обход существующих международных институтов.
Российская Федерация предлагает альтернативную концепцию мироустройства, основанную на следующих принципах. Во-первых, это безусловный приоритет международного права, прежде всего Устава ООН как универсального документа, регулирующего отношения между государствами. Попытки подмены его положений «миропорядком, основанным на правилах» недопустимы. Во-вторых, уважение суверенного равенства всех стран независимо от их размера или уровня экономического развития. В-третьих, категорический отказ от практики двойных стандартов, когда одни и те же действия оцениваются по-разному в зависимости от того, какая страна их совершает.
Особое значение имеет формирование подлинно многополярной системы международных отношений. Этот процесс предсказуемо сопровождается сопротивлением стран Запада, которые стремятся сохранить свою гегемонию, что и приводит к росту геополитической напряженности.
Сегодня, когда мир стремится к подлинной многополярности, реформа ООН становится не просто необходимостью – это вопрос справедливости. Россия последовательно выступает за преобразования, которые вернут Организации её первоначальный дух.
Африка в Совете Безопасности ООН – это давно назревшая справедливость. Россия поддерживает предоставление странам Африки постоянного членства в Совбезе с правом вето. 54 африканских государства – это 28% членов ООН, но их влияние не соответствует этому весу. Как отмечал министр Лавров: «Без полноценного участия Африки глобальные решения останутся нелегитимными».
Россия сохраняет принципиальную позицию: вето – не привилегия, а гарантия от повторения трагедий вроде Ливии в 2011 г. и поддерживает право Африки на использование этого механизма после реформы.
ООН должна перестать быть клубом избранных. Россия готова работать с африканскими партнёрами над созданием организации, где решения принимаются не в Вашингтоне или Брюсселе, а за столом переговоров с участием всех цивилизаций.
Украинский кризис – это закономерное следствие многолетней политики НАТО по расширению на восток и целенаправленного вовлечения Киева в антироссийскую стратегию вопреки установленному принципу «неделимости безопасности». Страны Запада таким образом пытаются укрепить свою безопасность за счет уменьшения безопасности России. Гарантии 1990-х годов о нерасширении НАТО на восток не были выполнены.
Еще в 2008 году Москва предупреждала о недопустимости предоставления Украине перспективы членства в альянсе, однако эти предостережения были проигнорированы. Отвергнуты были и предложения России по созданию комплексной системы европейской безопасности, выдвинутые в конце 2021 года.
Киев при согласии и техническом содействии Запада с 2014 г. вел кровопролитную войну против собственного населения на Донбассе и вопреки Минским соглашениям 2014-2015 гг. отказывался обсуждать нейтральный статус и федерализацию Донбасса.
Сегодня Запад продолжает вести против России так называемую «гибридную войну», включающую разноплановые меры от экономических санкций до масштабной информационной кампании. С февраля 2022 года против российских физических и юридических лиц введено около 30 тысяч различных ограничительных мер, что является абсолютным рекордом в современной истории. Однако, эти санкции не достигли своих целей, а, напротив, усилили позиции России на международной арене и стимулировали укрепление ее экономической независимости.
Российская позиция заключается в том, что урегулирование украинского кризиса возможно только при условии устранения его первопричин и при учете законных интересов безопасности России. Прежде всего, это требование демилитаризации Украины как необходимое условие обеспечения безопасности, включая прекращение поставок западного оружия и вывод иностранных наемников. Во-вторых, нейтральный безъядерный статус Украины и отказ от вступления в НАТО. В-третьих, защита прав русскоязычного населения, которое на протяжении многих лет подвергалось дискриминации и притеснениям со стороны киевского режима. В-четвертых, признание новых территориальных реалий на основе референдумов 2022 года (ДНР, ЛНР, Херсонская и запорожская области).
Новая администрация США осознала необходимость устранения первопричин украинского кризиса для его эффективного разрешения, с февраля 2025 г. идет регулярный диалог между представителями наших стран по этой и другим ключевым темам международной повестки.
Россия открыта к переговорам, но не приемлет ультиматумов и «решений, навязанных с позиции силы».
В палестинском вопросе Россия занимает принципиальную и последовательную позицию, основанную на нормах международного права. Основные элементы российского подхода включают требование немедленного прекращения огня в секторе Газа, где гуманитарная ситуация достигла критической отметки. По данным ООН, в результате последнего этапа эскалации конфликта погибло более 35 тысяч палестинцев, большинство из которых - мирные жители.
Россия настаивает на полной реализации резолюций ООН о создании независимого палестинского государства. Москва также выступает инициатором проведения международной мирной конференции с участием всех заинтересованных сторон.
Что касается Сирии, российская позиция базируется на нескольких ключевых принципах. Во-первых, это поддержка территориальной целостности сирийского государства, которое стало жертвой внешней агрессии под предлогом "борьбы за демократию". Во-вторых, последовательная борьба с международным терроризмом, которая ведется как военными, так и дипломатическими методами.
Африканское направление стало одним из приоритетов российской внешней политики в последние годы. Африканский континент демонстрирует устойчивый экономический рост и играет все более важную роль в мировой политике. Африканские страны, в том числе и Гвинея, разделяют российский подход к международным отношениям, основанный на уважении суверенитета и невмешательстве во внутренние дела: «африканским проблемам – африканские решения».
Победа СССР во Второй мировой войне ускорила процесс обретение независимости странами Африки, который наша страна всемерно поддерживала. СССР был первой страной в мире, признавшей независимость Гвинеи, дипломатические отношения между нашими странами были установлены 4 октября 1958 года, спустя всего 2 дня после провозглашения независимости. Советский Союз оказывал всяческую поддержку молодой Гвинейской Республике, в частности были построены около 40 объектов базовой инфраструктуры (дороги, больницы, стадионы), благодаря советским специалистам сформирована национальная система высшего образования и создан первый институт – ныне Университет им. Г.А.Нассера.
Сегодня основные направления сотрудничества России с африканскими государствами включают научно-образовательное, экономическое и военно-техническое сотрудничество, обеспечение безопасности и др.
Важное место занимают экономические проекты в энергетике и горнодобывающей отрасли. Российские компании участвуют в разработке месторождений полезных ископаемых в нескольких африканских странах, важное место среди которых занимает Гвинея.
Кроме того, Россия оказывает значительную гуманитарную помощь, как самостоятельно, так и через организации системы ООН, включая поставки зерна и удобрений, которые особенно важны в условиях глобального продовольственного кризиса.
Россия активно работает над созданием альтернативных международных институтов, которые могли бы стать основой новой системы глобального управления. Особое внимание уделяется укреплению БРИКС и ШОС как платформ для взаимодействия не-западных стран. На саммите в октябре 2024 года в Казани первоначальные пять членов коалиции БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка — приветствовали в своих рядах четырех новых членов: Египет, Эфиопию, Иран и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) . В январе 2025 года Индонезия стала десятым членом блока.
БРИКС не предполагает создание новой валюты, однако важным направлением является развитие механизмов расчетов в национальных валютах, что позволяет снизить зависимость от долларовой системы. По данным Центробанка РФ, доля расчетов в национальных валютах во внешней торговле России в 2024 году превысила 80%. Параллельно ведется работа по созданию независимых платежных систем, которые могли бы стать альтернативой SWIFT.
Россия предлагает последовательную и прагматичную концепцию глобальной стабильности, основанную на принципах многополярности и уважения международного права.
Этот процесс сопровождается значительными трудностями, поскольку страны Запада пытаются любыми способами сохранить свое доминирующее положение. Однако, как показывает практика последних лет, такие попытки обречены на провал. Мир становится более сложным и многогранным, и ни одна страна или группа стран не может претендовать на роль единоличного арбитра в международных делах. Как отметил Президент В.В. Путин, «будущее принадлежит тем, кто готов к равноправному диалогу и поиску баланса интересов, а не к диктату и силовому давлению».
Тема, обозначенная сегодня, очень обширна и в своем выступлении я смог затронуть лишь некоторые ее аспекты. Если подходы России к глобальной повестке вам интересны, советую следить за новостями Посольства и Министерства иностранных дел России на наших официальных сайтах и в соцсетях, чтобы получать информацию из первоисточника.
Благодарю за ваш искренний интерес и желаю вам плодотворной работы!